Новости

Божье поле

Новость добавил:
Иванова Маргарита


Откуда взялась давняя христианская традиция хоронить людей на кладбищах, беречь и посещать эти места? Какого значение устоявшихся обрядов и что из них лишь пустые суеверия? Ответы на эти вопросы даёт Мастер по изготовлению памятников Фокин Сергей.

 

_______________________________________

 

"Восстанет для того, чтобы наследовать жизнь вечную, которая настолько прекрасна и непохожа на земную жизнь, что человек и не в состоянии даже приблизительно представить себе ее красот и выразить их своим языком» (2 Кор. XII, 4). Итак, для верующего христианина нет мрака смерти, нет в сущности и смерти, а лишь упокоение, или успение в надежде прекрасного утра воскресения.

Для православных христиан, в отличие от многих других религий, тело не является «темницей для души». Христиане верят в воскресение всего человека, а не только такой его составной части, как душа. Именно поэтому и появились на Руси кладбища как Божье поле всеобщего воскресения, а тела не сжигаются и не отдаются на растерзание животным. Погребение на кладбище православного христианина совершается по истечении трех дней после смерти, если смерть не наступила в результате заразной болезни.

Когда могила засыпана, над ней устраивается могильный холм. На засыпанной могиле сразу делают крест, хотя бы маленький, временный, пока не поставят новый, в рост человека. Крест символизирует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа на небе.

Могила для православного христианина является земляной постелью, где он ожидает всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Поэтому во время опускания гроба с телом в могилу пришедшие трижды поют: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Все пришедшие на погребение перед закрытием могилы бросают в нее по комку земли. Это действие символизирует слова Бога: «Земля еси — и в землю отыдеши» (Быт. 3,19). Правила поведения на кладбище Могилы на кладбище считаются местом, которое нельзя осквернить: разорить, распахать, а тем более раскопать, чтобы украсть из нее сохранившиеся вещи. Так, по правилу Василия Великого: «Раскапывающий гробы для хищения, отлучается от причастия святых Христовых Тайн на десять лет». Запрещается также забирать венки, лампады оставленные на могиле. Не допустимо также превращать могилы в мусорные свалки, в том числе бросать на них землю при выкапывании новой могилы.

Церковь не запрещает умеренного плача по усопшим, но она не допускает непристойных проявлений скорби на кладбище, свойственных язычникам. Громкие стенания, разрывание на себе одежды не свойственны православным христианам, возлагающим свое упование на Промысл Божий. Так, русский народ, хотя и воспринимал близко к сердцу все, что связано со смертью, но никогда не ассоциировал кладбище с мрачным местом, как это считается в наши дни. Кладбище для наших предков было местом, куда они регулярно приходили, чтобы помолиться о своих усопших родственниках, местом, которое наводило на полезные размышления, местом принятия многих душеспасительных решений в своей жизни.

Конечно, современные кладбища значительно отличаются от погостов исконно христианских. Сложно не заметить разницу между старым традиционно православным монастырским кладбищем и современным «остатком» советского времени. Если старые православные кладбища заставляют задуматься о вечности, о Боге, о почивших предках и духовной связи с ними, то современные гранитные аллеи «героев» бандитских разборок в полный рост заставляют задуматься о несколько иных вещах. Глядя на черный гранит, ничего, кроме чувства холода и мрака, не возникает. Даже внешний вид надгробий и памятников православных христиан разительно отличается.

Если христианские надгробные надписи вселяют надежду и утешение, как то: «Ты будешь жить в Боге», «Душа возвратилась к Христу», «Здесь покоится в мире Александр, чтобы воскреснуть во Христе», то современные надписи часто не идут дальше расхожего: «От братков» или набившего оскомину советского образчика «Спи спокойно, дорогой товарищ», написанного под звездой. Нельзя превращать поминовение усопших на кладбище в обыкновенные попойки, а тем более лить водку на могильный холм. Родные могут помянуть покойного кутьей (отварными зернами пшеницы с медом или вареным рисом с изюмом), конфетами. Здесь зерна символизируют воскресение, а мед, изюм, конфеты — сладости, которыми наслаждаются праведники в Царствии Небесном.

 Поминовение некрещенных на церковных службах не совершается. Не совершается также поминовение самоубийц, как отказавшихся от помощи Божией.  Безусловно, важным моментом поминовения усопших является и частная, домашняя молитва христиан. Поминовение умершего в третий день после его смерти совершается в честь трехдневного воскресения Иисуса Христа и в образ Пресвятой Троицы. На третий день душа человека возносится на небо для поклонения Богу. В девятый — в честь девяти ангельских чинов, которые ходатайствуют о помиловании усопшего. От третьего до девятого дня душа в сопровождении ангелов созерцает райские обители. В девятый день душа снова предстает пред Богом, после чего ее отводят в ад, где до сорокового дня умершим созерцаются мучения нераскаявшихся грешников. В сороковой — в память Вознесения Иисуса Христа на небо. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Всеблагого. Теперь решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она удостоилась по своим делам.

Годовщина для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни. Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, вселенского поминовения всех умерших. Это дни: суббота мясопустная (перед сырной неделей), три субботы Великого Поста (вторая, третья и четвертая), Радоница (вторник второй седмицы по Пасхе), Троицкая родительская суббота (перед праздником Троицы), Димитриевская родительская суббота (суббота перед Димитриевым днем 8 ноября по н. ст.).

Суеверия, связанные с усопшими близкими и поведением на кладбище Таинство смерти всегда будоражило умы людей. Невозможность заглянуть до срока за границу земной жизни делала «тот свет» пугающим и притягивающим одновременно. В основном именно это обстоятельство породило у людей множество предрассудков и примет, связанных со смертью. Многие из них появились еще во времена язычества, но «благополучно» перкочевали в наши дни. Так одним из суеверий являются такие действия, как помещение в гроб к умершему, различной пищи, графина с водкой. Оставление на могиле покойного перевернутого горшка, якобы для того, чтобы покойному «на том свете» было из чего пить. К тому же относится переворачивание на могиле горшка с тлеющими углями, для «согревания покойника». Также к вредному суеверию, имеющему свои корни в народной магии, относится закапывание на прекрестках, чужих полях предметов, связанных с покойником, - мыла, расчески и т.п. С этими действиями связано суеверие, что покойник не найдет дороги домой.

К очень вредным суевериям относится мысль, что земля с могилы помогает побороть страх, тоску и болезнь. Для этого землю со свежей могилы сыплют родственникам усопшего за шиворот, натирают ею место около сердца, кладут в воду, которой обмываются. Не разрешайте никому ставить над собой «опыты» с этой землей, дабы не потерять душевное и физическое здоровье.

К следующему суеверию относится поверие, что в случае недостаточных размеров могилы, когда ее приходится расширять, вскоре за погребенным туда отправится новый покойник. Не пугайтесь, если осыпаются края могилы или туда упадет кто-нибудь по неосторожности. Ничего страшного в этом православная Церковь не видит. К суевериям относится и бросание денег в могилу, якобы для того, чтобы покойник выкупил себе место на кладбище.

Также суеверием является хождение до рассвета в первый день Пасхи на кладбище просить прощение у матери и отца тех, кто был проклят покойными родителями. Считалось, что если в это время в земле раздастся гул, то это означает, что отец или мать простили свое дитя, и потому их приняла земля, которая раньше не принимала их за грех проклятия. Мы не знаем, когда завершится наш земной путь, но знаем, что все завершится во Христе, через Которого все стало быть. Во Христе мы и воскреснем. Как показал Бог через пророка Иезекиля: «Кость присоединится к кости, сустав к суставу, и образуются жилы, плоть и кожа, и так возстанут (совершенные тела)» (Иезек. 37, 7—8). И Апостол, зная, что мы возстанем с телами, научил нас, говоря: «Подобает тленному облечься в нетление, и умершему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53). Именно поэтому христиане относятся к кладбищам, как к местам будущего воскресения, берегут их и заботятся об их сохранности.


Для корректной работы сайта необходимо обновить браузер.
Обновить браузер можно по ссылке