Новости

А если ваш ребенок - вундеркинд?

Новость добавил:
Иванова Маргарита


Многим родителям хочется услышать о необычайно высоких способностях своего чада. Но так ли это нужно и какие трудности накладывает на самого ребёнка? Своё мнение высказала детский психолог Проскурина Оксана.

"Интересно, что бы вы почувствовали, если бы вам сказали: «Ваш ребенок вундеркинд»!? А  хотелось бы вам этого в реальности? Многим родителям нравится идея об уникальности ребенка, но удивительно, что сами они бы не хотели быть  в ряду вундеркиндов. Я, как мама, слышавшая неоднократно такое мнение  о своем сыне тоже испытывала двоякие чувства.  Да я, конечно,  видела  и была согласна с тем, что ребенок наделен большими задатками и уникален в своих проявлениях. Хотя  каких-то специальных действий  я для этого не совершала. Для меня  было естественным с самого рождения  много общаться с сыном, комментировать свои действия,  предлагать игрушки, читать  книжки, рассматривать и объяснять картинки, вместе рисовать, чуть позже -  лепить из пластилина, делать аппликации и  самое главное – предоставлять ребенку свободу в познании окружающего мира.  

Так,  наш Ваня    фактически с года начал  понятно,правильно говорить, проявлял какую-то недетскую мудрость, отличную память, удивительное  внимание и иногда не особо  нуждался в родительской дисциплине, как будто моральные ценности были   заложены у него еще до рождения.  Когда мой сын на улице узнавал машину  и говорил в 1,8г - «красная  калина», удивлению мам наших ровесников не было предела.  Меня  такие способности, безусловно, радовали и вызывали гордость.  Но  я чувствовала  сомнение -  «А  если  и вправду у него особые способности»?  и одновременно испытывала тревогу  из-за незнания как  с этим   быть дальше. Спрашивала у мужа, чтобы развеять сомнения или утвердиться - считает ли он сына уникальным.  Его ответ был по-мужски краток и точен: «Просто он способный и ранний, это гены». Не буду скрывать, что у меня были амбиции заняться сыном по-настоящему и по-серьезному. Благо сейчас доступны методики Домана, Зайцева и другие. Но к счастью – не сложилось, и мы обходились естественными детскими и некоторыми развивающими играми.  Но тема отзывается до сих пор у меня  интересом. Предлагаю вам познакомиться с результатами моего обзора научной и практической литературы по этому вопросу.

Понятия "ребенок-вундеркинд" в психологии как такового нет, чаще говорят "особо одаренный ребенок". В дословном переводе с немецкого это означает «чудо-ребенок». Существуют несколько мнений о том,  какие именно  это дети и что же обуславливает их гениальность. Общей же можно назвать  такую мысль, что вундеркинды - это дети  с развитыми отдельными способностями и яркой  индивидуальностью, что очень выделяет их на фоне однолеток.  Считается, что каждый ребенок по-своему  уникален и  чем-то одарен. И здесь важно семье, ближайшему социуму заметить это.  Когда родителями движат  амбиции и собственная неудовлетворенность в достижении каких-то высот  тогда   такой ребенок — в первую очередь отражение родительских проблем, а  талант- результат родительского упрямства. Ведь в  раннем детстве явное направление одаренности проявляется не так часто. Однако родители  выбирают одно из  нравящихся им проявлений и начинают набивать ребенка знаниями, делать из него вундеркинда намного раньше, чем его способности могут проявиться.   В таком случае  мозг и нервная система  ребенка работают в напряженном режиме,  общее развитие идет неравномерно, воспитание непоследовательно, что приводит к нервным срывам, психологическим и неврологическим проблемам, а в итоге -  к отказу  и нежеланию заниматься. 

Да, удел гениев не так прост. Жизнь  ярких исторических личностей и талантливых людей, а также проводимые наблюдения и  исследования подтверждают, что  такой ребенок   при хороших обстоятельствах может добиться гордости и славы.  Однако,  нетрудно заметить, что природа экспериментирует на талантливых детях. И эти эксперименты далеко не всегда удачны. Расплатой за талант нередко становятся  нарушения в развитии и болезни. Отчасти они буквально написаны на роду – поскольку гениальные способности генетически связаны с рядом тяжелых заболеваний.  Самым же распространенным  является  такой поворот судьбы. Около  90%  бывших вундеркиндов в будущем становятся обычными, ничем не примечательными людьми.   Чаще всего  они испытывают трудности  в карьере, сталкиваются со множеством проблем в личной жизни. Даже есть такой термин, относящийся к  таким людям – инвалид общения.   Дети-вундеркинды, и это общепризнанное мнение, лишены детства. Они не имеют главного для их возраста: они не имеют общения со сверстниками, а это самый важный момент в развитии человека и его личности. Только благодаря общению со сверстниками человек может без проблем адаптироваться в обществе.

      Да, невеселая перспектива…  Очевидно, что самому ребенку  быть вундеркиндом точно не захочется.  Несомненно, что важнее всего  выбрать здравую меру  поддерживания и развития, а не форсировать, не ломать, не идти против всех психологических и физиологических законов развития ребенка.  Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что в пять – шесть лет наступает время, когда ребенку интересно учиться. Он увлеченно изучает буквы, складывает их в слоги и с видом победителя, наконец, читает  первые слова. Ему это дается легче, чем в раннем возрасте, потому что он уже готов. Достаточно развита речевая система, устойчиво внимание,  появилась способность сосредоточиться, сконцентрироваться на задаче. И знания ложатся на благодатную почву. 

Может быть, уважаемые родители, стоит подождать  когда  ребенок  в 7-8 лет  сам определится, какая область привлекает больше всего его самого, и начнет сам работать над собственными успехами: сначала немного по-детски, потом все серьезнее и активнее. В таком случае дети сами будут  получать мотивацию развивать свои умения. Для того, что бы у ребенка развивались творческие способности, у него должно быть время еще  и  для ничего не делания. Время посидеть, подумать, даже поскучать. Тогда, возможно, родиться новая игра или сказка, или сюжет для картины. Что-нибудь совершенно необыкновенное. И это будет намного ценнее, чем результаты наших усилий.

 Таким образом, я  за гармоничное развитие и предоставления ребенку, даже гениальному,   возможности из чего выбирать самому. И самое главное – чувствовать меру своих воздействий и усилий в воспитании наших детей.  Для меня  также неоспоримым является  факт - желая ребенку совершенства, придется  в первую очередь совершенствоваться и самой. Пока ребенок стремиться быть похожим на меня, я хочу быть достойна этого".


Для корректной работы сайта необходимо обновить браузер.
Обновить браузер можно по ссылке