Как может помочь психолог ребенку с аутизмом.

 

        В настоящее время зарегистрирован рост    нарушений в  развитии психики  у подрастающего поколения. Наблюдается значительное увеличение  количества детей, имеющих нарушения психического развития, особенно с нарушениями аутического спектра и заболеванием «аутизм» (РДА). В нашей стране слабо развита система  лечения, коррекции, реабилитации, а главное – обучение  детей с ментальными нарушениями. Жизнь таких семей вызывает сочувствие. Родители проходят нелегкий путь в поиске специалистов и способов лечения, которые подходят их особенным деткам и  дают  результаты. Помогают им  приспосабливаться к жизненным условиям. У меня сложились некоторые собственные  наблюдения по итогам длительной  индивидуальной   работы с детьми, имеющим диагноз «аутизм» и аутические  расстройства. Например,  результаты  такой  2-3-х часовой еженедельной работы на протяжении 1-3 лет с одним ребенком  можно назвать успешными, они  оценены родителями и отмечены психиатрами.

Многие мамы считают, что ребенку с таким диагнозом в первую очередь  необходим логопед.

Но здесь хочется отметить, что периоду обучения должен  предшествовать период игровой деятельности. Именно так  ребенок учится  сначала самостоятельно заниматься  предметной деятельностью. А  потом  отобразительными, сюжетными   игровыми  действиями  совместно с другими.  Для возможности появления последних,   он должен испытывать потребность  и удовольствие от этих совместных действий с другими, и особенно -  со взрослым... Поэтому пропуская период игровой деятельности, теряется возможность найти  интересное, а главное – приятное переживание  для ребенка  в  контакте.     Важно понять, что  игра и контакт - это  естественная и обязательная  ступень  развития психики ребенка.  Добиваться только внешних целей и  действовать  без учета  интересов, потребностей и энергии такого ребенка  неверно. Слабая произвольная и волевая  сфера не позволяет им заинтересоваться и начать выполнять то действие, в котором они ни как не заинтересованы.

    Поэтому деткам  с нарушением контактирования, так называемой аутистической защитой очень важно иметь и постоянно расширять  возможности своего контакта. Это могут быть  именно те люди,  с кем складывается этот позитивный контакт. А случается он, к сожалению, не так быстро и у  каждого  он очень индивидуален…. Постепенно почувствовать и проявить свой интерес к предмету или игрушке вне своего дома, рядом с новым человеком - это означает, что уровень безопасности и доверия   к этому месту,  человеку   у ребенка достаточный. Ребенок может ощущать себя, свои интересы и начать потихоооооньку проявлять их.  Случается, что для этого   первоначального контакта нужно  пройти путь от 5 до 10 занятий. Найти и построить эти лини контакта, участия и интереса ребенка  лично мне помогают знания,  мое терпение  и собственное чувствование таких детей.

   Таким образом, мое предположение о том, что построение   контакта психолога с  ребенком раннего дошкольного возраста, имеющего   аутичные черты,    бывает очень   полезно для последнего, что  нашло подтверждение  в моей практике.   Когда он приходит к дефектологу  у него уже есть опыт, контакта,  позитивных отношений, манипуляций или игр со взрослым. Он даже может научиться или уже  имеет  опыт сидения за столом, понимания просьб, принятия инициативы другого и т.п.  Параллельная   работа  и   развитие познавательной сферы, речи у дефектолога может значительно  продвигать такого  ребенка вперед.   

В одной из следующих статей я попробую рассказать более подробно  каким образом  у меня получается встретиться с такими особенными   детьми и достаточно продуктивно для них поддерживать этот контакт. 

Проскурина Оксана практикующий психолог, детский психолог

ОАО « Реацентр Ставрополь» Тольятти.

 

 

 

 

 

 


 



Для корректной работы сайта необходимо обновить браузер.
Обновить браузер можно по ссылке