альманах 2015

Студия творческого чтения «Юный журналист»

 

Руководит Студией председатель секции «Школьные библиотеки» Российской библиотечной ассоциации, человек щедрой души, неистощимая на педагогические выдумки Валентина Николаевна Тарасенко. Официально Студия существует с 2012-го года. На сегодняшний день она представляет собой уникальную самостоятельную организацию, развивающую творческие способности детей через чтение. Отсюда и её слоган: «Чтение. Развитие. Творчество». Активные участники Студии не только дети, но и взрослые.

Если для малышей 4 – 6 лет (группы «БУКВАрики», «ЧИТАрики») основным является чтение, декламация, рифмование, игры со словами и буквами, то для детей 7-14 лет (группа «Я – журналист») к этому добавляется работа с текстом, детская журналистика, публикация творческих работ, поэтические мастерские, встречи с писателями. За 4 года ребята познакомились с авторами и издателями из самых разных городов: Тольятти, Жигулёвск, Самара, Саратов, Москва, Казань, Калуга, Екатеринбург, Челябинск, Уфа и даже из Белоруссии, Германии и Франции!

Кроме всего прочего, студийцы со своим руководителем совершают увлекательные поездки по литературным местам страны: они побывали в Государственном музее-заповеднике «Михайловское» (город Пушкиногорье), музее-квартире «Набережная Мойки» (Санкт-Петербург), в музеях Алексея Толстого и А.С. Пушкина в Самаре, в тольяттинском музее Эйнштейна.

Первоначальная концепция по продвижению книги и чтения неожиданно дополнилась «побочным» эффектом: дети начали писать сами. И довольно успешно. Так, участие Тани Федосеевой в международном рождественском конкурсе увенчалось публикацией её работы в сборнике «Рождественские сказки» (Челябинск, 2013). Детские работы студийцев представлены в журнале «Графит» (Тольятти), газете «Тихая минутка» (Екатеринбург).

На литературных мастер-классах дети знакомятся с поэтической азбукой (рифма и размер), простыми и развёрнутыми метафорами, с лучшими образцами творчества детских поэтов и писателей. Каждое занятие содержит практическую часть – самую любимую у детей: придумать четверостишие в нужном размере, с нужной рифмой, определить эти атрибуты у прочитанных стихов, придумать продолжение к трём поэтическим строчкам, придумать самую яркую метафору, составить как можно больше слов из букв одного длинного слова.

В общем, жизнь в Студии кипит. Замечательно, что есть очаг, поддерживающий огонь детского интереса к литературе!

 

Галина Булатова,

поэт, переводчик, редактор, Тольятти – Казань.

 

Акоев Владимир, 13 лет

 

Занимается в Студии с марта 2015 г. Читает современную детскую литературу. Любимый писатель – М. Самарский. Очень любит встречи с авторами в студии. Здесь же появились его первые собственные сочинения в прозе. На областных Пушкинских чтениях (г. Самара) в январе 2016 г. награждён Дипломом победителя за II место (секция «Литературное творчество. Эссе»). Председатель Союза писателей Самарской области в заключительном докладе особо отметил творческую работу Володи Акоева, которую мы и представляем вашему вниманию.

 

Приключение

 

Шёл я однажды по улице в поисках чего-нибудь интересного, ведь дело делать было скучно и нудно. Я искал мои заветные приключения примерно час или даже больше. От всей этой бесполезной ходьбы у меня зверски заболели ноги, что было очень странно, ведь со мной случилось это в первый раз. Было очень жалко, что я потратил столько времени впустую. Я сел на скамейку и увидел то, что кинуло меня в такой лютый страх, который даже самый пугливый человек на всём белом свете точно не испытал на своей шкуре. Перед тем как рассказать, кого или что я увидел, я попрошу всех, кто не верит в мистику или хоть раз усомнился в моих словах, удалиться из этой комнаты. Ведь в моём рассказе нет ни одного лживого слова.

А увидел я то, что называется адом или миром для грешников. По этому миру ходили существа, похожие на обычных людей, но они были намного уродливее, злее и, конечно же, опаснее. Они постоянно грабили друг друга, убивали и обзывали скверными словами таких же, как и они сами. Мне казалось, что я попал в сон. Я пытался проснуться, но все попытки были тщетны. Если Бог есть, то он совсем неправильно понял моё желание о самых заветных приключениях. Я долго был в шоке и не знал, что делать. Я решил, что надо пройти незаметно мимо демонов (я буду называть их именно так), которые при одном взгляде на тебя вселяли непередаваемое чувство страха. Как только я пришёл в безопасное место, чтобы обдумать свой дальнейший план действий, и увидел из чего сделана здешняя земля, то не смог сдержать свои чувства и заорал во всю глотку. Она была сделана из белых, как снег, костей, которые хрустели прямо под ногами. Крик услышали демоны, и я подумал, что это конец, но почему-то они даже не повернули свои головы. Видимо, у них в мире страшный крик – это обычное дело. Я думал, что страшнее того, что я увидел, не может быть ничего. Но я ошибался. Всё, что происходило со мной десять минут назад, было доброй сказкой. Вы подумаете: «Ну что может быть ужаснее того, что уже произошло с ним?»

Так я вам отвечу. Я понял, что демонам не было до меня никакого дела. Но я сделал очень глупый и поспешный вывод: поднялся, но не во весь мой рост, а только наполовину, ведь меня не покидал страх и боязнь потерять свою драгоценную жизнь. Я сделал первый шаг и больше не мог пошевелиться. На меня стали смотреть все демоны в округе. Я рассмотрел каждого. Их лица казались мне очень знакомыми, но я не мог и по сей день не могу вспомнить, где я их видел. У них не было зрачков и в некоторых местах не было даже кожи, видимо, её съели другие демоны в какой-то их драке. В один момент они заорали с такой силой, что меня откинуло на сто метров точно, но я почему-то не чувствовал боли, и это испугало меня до смерти.

И тут я понял, что я мёртв, и попал в это ужасное место из-за того, что часто тратил своё время впустую. Я стал думать, как мне попасть в мой прекрасный цветущий мир, в котором я не занимался делом, а просто терял своё драгоценное время. Я почувствовал, как будто всё вокруг меня остановилось.

Я встал с очень странного рассыпчатого вещества, похожего на землю, и пошёл с большой неохотой проверить, действительно ли время остановилось или это одно из странных чувств этом мире? Хоть мне и было чертовски страшно идти опять к демонам, но, как вы знаете, любопытство очень сильная штука. Особенно у меня. Я прошёл пару сотен метров (да, демоны меня кинули именно на такое расстояние) и убедился, что время и правда остановилось. Я думал, что из-за этого я там останусь навсегда. Это привело меня в такую панику, что я стал бегать по этому уродливому миру и орать во всю голосину:

– Спасите меня из этого ужасного места! Я понял, что просто так расходовал время впустую и не делал дела, которые я должен был выполнять в первую очередь!

Но сколько я ни бегал, ни орал, все это было бесполезно и глупо.

Шёл третий день моего пребывания в этом беспощадном мире. Я чувствовал ужасный голод и желание попить воды. Я сравнивал себя с Робинзоном Крузо, но даже он не испытывал таких чувств, какие испытывал я. Меня всё чаще посещали мысли о людях, о моей любимой семье и о том, что этого всего могло не быть, если бы я всё делал вовремя и не занимался чепухой. Прошла ещё неделя, и я узнал, что в этом мире нельзя умереть. Но это не бросило меня в панику, потому что я уже смирился с тем, что буду тут жить вечно. Несмотря на это, я не терял время зря и саморазвивался, хоть это было очень трудно делать на голодный желудок. Вы спросите:

– Как ты мог саморазвиваться, ведь, насколько мы поняли, этот мир был заточен под пытки? Но это не так. Я долго искал себе уютное жилище и, когда, наконец, нашёл, жил там всё это время.

Если честно, читать было намного интереснее, чем учить всякие скучные предметы. Я прочитал четыре книги за одну неделю.

Ну, ладно, хватит о хорошем и безобидном. После месяца пребывания в этом мире книги, которых было у меня немереное количество, стали единственными моими друзьями. Они отвлекали меня от ужасных и безысходных мыслей. В один из ничем непримечательных дней мне надоело читать, и я пошёл рассматривать так называемых демонов. Было немного страшно, ведь я целый месяц не выходил из дома. Я думал, что мне пора узнать этот мир чуть лучше.

Когда я приблизился к одному из них, почему-то стал смеяться ему прямо в глаза. Мне казалось, что я схожу с ума. Спустя примерно пять минут, я услышал очень странный голос, который говорил совсем не по-русски. Признаться честно, это было страшно. После этого жуткого голоса всё ожило. Меня схватил демон и уже хотел съесть, но тут опять прозвучал жутковатый голос. Я понял, что он только что спас меня. Демон потащил меня в постройку, которая была очень похожа на замок. В тот день эмоции меня переполняли, но я молчал, как рыба. Минут через десять демон привёл меня к их королю, который был добрее и внешне приятнее, чем другие демоны. Он задал мне несколько вопросов.

– Ты понял свои ошибки, которые ты допустил в своем мире? – спросил король демонов.

– Да, я всё понял. Понял, что надо ценить время и не тратить его впустую.

– Хорошо, тогда второй вопрос. Что ты сделаешь, если тебя позовут куда-нибудь веселиться и гулять, а ты так и не сделал свои дела? – спросил король демонов грубоватым голосом.

– Я сделаю дела и, если останется время, пойду отдыхать.

– Раз ты всё понял, – сказал король демонов расслабленным и добрым голосом, – я тебе даю выбор. Или ты идёшь в свой грешный и трудный мир, или остаёшься жить в нашем мире. У тебя будет своя собственная вечно зелёная и беззаботная земля. Любой твой каприз будет тотчас выполнен. Ты будешь чувствовать себя как в раю. А на земле тебе придётся опять делать нудные и скучные дела. Ну, так что ты выбираешь?

Я подумал о семье, о моих друзьях и о том, как им будет трудно без меня.

– Я выбираю родину, – сказал я.

И этот, казавшийся мне добрым, король стал зверски орать и превращаться в большое чудовище, что не шло ни в какое сравнение с теми демонами. Он закричал, что убьёт меня, и резко исчез. Потом я почувствовал, как демон будит меня. Я проснулся и увидел, что это мой отец.

– Хватит спать, бездельник! Иди в школу.

Я встал со своей мягкой кровати и сразу пошёл делать дела. Вы скажете, что мне это приснилось и что это всё выдумки? Но всё было как в реальности!

Когда все ушли, рядом оказался только один мудрый старик. Очень знакомым голосом он сообщил мне, что это он попросил демона затащить меня в тот мир. Сначала я разозлился на старика, но потом только и делал, что благодарил за оказанный урок.

 

Комментарий от Эдуарда Учарова:

 

Саморазвиваться на голодный желудок – задача тяжкая и неблагодарная и всё же вполне выполнимая, поскольку лирический герой произведения выбрал-таки между леностью бытия и Отечеством – последнее... Утолишь повседневными делами жажду к остросюжетным похождениям – глядь – «А демонов-то и нет!»...

 

Советы от Галины Булатовой:

 

Обратить внимание на концентрацию смысла текста. Иногда то же самое можно сказать меньшим количеством слов. Стараться избегать повторов. «И тут я понял, что я мёртв, и попал в это ужасное место из-за того, что часто тратил своё время впустую». А как повествующий это понял? По каким признакам определил – читателю не ясно. Ещё из неточностей: расстояние, на которое героя бросили демоны – сто или всё-таки двести метров?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бикалова Анна, 10 лет

 

Занимается в Студии с ноября 2015 г. Любит встречи с писателями. С большим энтузиазмом участвует в написании сценариев для наших вечеринок.

 

 

В нашей школе шёл урок...

 

Ольга Николаевна взяла классный журнал и начала искать, кого же вызвать к доске. В это время я пряталась под партой, чтобы меня не вызвали.

– К доске у нас пойдёт Женя Никулин.

– Фух, – доносится из-под моей парты.

– А, нет... К доске пойдёт Аня Бикалова.

– Эх, – доносится из-под моей парты.

Я выхожу к доске. О.Н. просит:

– Реши мне пример...

Я стою и думаю. Стук в дверь. Заходят директор и завуч. О.Н. говорит:

– Молодец! Садись, пять!

Директор и завуч делают объявления, уходят и... забывают ручку. О.Н. говорит:

– Аня Бикалова, иди к доске.

– Как? У меня же пять!

– Иди, иди!!

Я выхожу к доске и думаю над примером.

Снова заходят директор и завуч. О.Н. обнимает меня:

– Ну какой же талантливый ребенок! Молодец, пять!

Завуч говорит:

– Извините, мы забыли ручку.

Директор добавляет:

– Мы хотели, чтоб вы расписались за олимпиаду.

Завуч и директор выходят и... забывают классный журнал. О.Н. снова зовёт к доске меня.

– Но у меня уже две пятерки! – возражаю я.

– Иди, иди, – говорит О.Н.

Я выхожу к доске и начинаю думать над примером. Снова заходят директор и завуч. О.Н. восхищённо говорит:

– Ну, ты просто умница! Ходячий талант!

Я сажусь. Директор:

– Извините, мы забыли журнал.

Директор и завуч уходят. О.Н. зовёт меня к доске доделывать пример. И вдруг – стук в дверь! Глаза О.Н. выходят из орбит. Заходит учитель музыки…

  

***

 

Ты умерла.

Я не могу найти себе местечко.

Хожу по дому,

Плачу и рыдаю.

 

Но изменить

Это ужасное мгновенье я не могу.

Ведь смерть пришла,

Я это знаю.

 

Пришла

И хочет увести тебя.

Прощай!

Ведь изменить всё это невозможно.

 

Прощай, любимая, прощай!

 

Комментарий от Эдуарда Учарова:

 

Классная жизнь трудна и опасна, но иногда под воздействием внешних обстоятельств она приобретает гротескные черты весёлого абсурда. Сюжет просится на бумагу и вместо столбиков цифр появляется юмористическая история, которая вполне может перетянуть на себя одеяло даже с трагических стихов...

 

Советы от Галины Булатовой:

 

Непонятно, почему учитель так удивилась приходу учителя музыки… Хотя сам рассказ замечательно преподнесён. Обратить внимание на то, что слово «говорит» можно иногда заменять другими словами, чтобы не повторяться: учительница говорит, просит, вызывает и т.п. А иногда можно вообще опустить пояснение, т.к. прямая речь отлично справляется с задачей сама.

 

 

 

Воронина Анастасия, 14 лет

 

В Студии занимается с сентября 2014 г. Активно читает современных детских авторов. С интересом занимается французским языком. Благодаря Насте, мы оказались на встрече с французскими детскими писателями Лоранс Кантен и Катрин Рейсер, организованной культурным центром «Альянс Франсез Тольятти». Любит придумывать сценарии необычных вечеринок. Пишет стихи для своей маленькой двоюродной сестры.

 

Закличка на дождик

 

Дождик, дождик, выгляни из тучки!

Здесь твои подружки

Играют с солнышком в веснушки.

Распугай их ласково,

Полей, как из ведра.

И будет у нас праздник,

И веселей игра!

 

Утро

 

Наши души с самого утра

Посылают лучики добра.

И сияет в небе солнце.

Милый, выгляни в оконце!

 

Март

 

К нам пришёл весёлый март!

Появились лужи.

У детей возник азарт,

И тут – бац! Простужен.

 

Пасха

 

Праздник Пасхи!

Праздник Пасхи!

Собирается семья.

Счастья, радости, здоровья

Пожелаем вам, друзья!

 

Бабушкина колыбельная

 

Внучка пошла в кроватку спать.

Бабушка – прежде её умывать:

«Скорее, скорее, Маруся моя!

Куплю я тебе игрушку-коня.

Уж поздно, уж ночь.

Пусть эта грусть уходит прочь!

Баю-баюшки-баю –

Колыбельную пою».

 

Комментарий от Галины Булатовой:

 

Насте хорошо удаются как пейзажные зарисовки, так и бытовые сценки. Она умело использует части речи для выражения эмоций и чувств: «бац!» – внезапность, «уж поздно, уж ночь» – частицы «уж» придают колорит бабушкиной речи. А настины заклички выглядят совсем как народные: «Здесь твои подружки / Играют с солнышком в веснушки». Покоряет теплота, которую редко встретишь в детских стихах: «Скорее, скорее, Маруся моя!». Даже дождик Настя просит распугать своих подружек «ласково». Живые, разнообразные стихи!

 

Советы от Эдуарда Учарова:

 

Хорошее песенное начало. Ритмически – почти без сбоев. Следует обратить внимание на художественные тропы: побольше метафор, образов, стилистических приёмов...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гимишли Ольга, 9 лет

 

В Студии с декабря 2014 г. С радостью участвует в инсценировках, литературных конкурсах и литературных путешествиях.

 

Братик заболел

 

Кашляет, чихает он.

Уходи отсюда вон!

Не играй ты с ним теперь,

А температуру мерь.

Не гуляй ты с ним сейчас!

Пусть он полежит хоть час.

Ой, куда же он полез?

Он же в ванну перелез.

Сопли, насморк, всё такое...

Хоть бы что-нибудь другое.

Говорю тогда ему:

«Я так больше не могу!»

 

Оранжевая осень

 

Оранжевая осень

Стоит у нас сейчас,

И воробьи скучают,

И листья шелестят.

 

Страшилка

 

Привидение пришло –

Сердце в пяточки ушло.

 

Комментарий от Галины Булатовой:

 

Несмотря на юный возраст, Оля воспринимается мной как опытный поэт, владеющий разнообразием рифм, крепко держащий поводья ритма, и – самое главное – видящий, куда движется, т.е. осмысливающий написанное. Тут и поэтические метафоры: «воробьи скучают», и фразеологизмы: «сердце в пяточки ушло», и совершенно зрелые строки: «Не играй ты с ним теперь, / А температуру мерь». В общем, все три работы выполнены на очень достойном уровне.

 

Советы от Эдуарда Учарова:

 

Подкупает искренность интонации и стремление к лаконизму. Поменьше бы местоимений и их повторов (первое стихотворение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девяткина Лиза, 13 лет

 

Занималась в Студии с сентября 2014 по май 2015. Мечтает стать спортивным журналистом.

 

В городском парке

 

В парке городском

Белку увидала,

Семечку достала,

И она бегом-бегом

Ко мне и прискакала.

Лапки подняла,

Семечку взяла.

 

Сердце изо льда

Будто растопила

Серыми глазами,

Хвостиком пушистым

И дыханьем быстрым.

 

Комментарий от Галины Булатовой:

 

Лиза смогла передать не только событие, его видимые действия («прискакала», «лапки подняла, семечку взяла»), но и душевное состояние девочки, которая увидела белку и, видимо, была перед этим чем-то расстроена. А встреча с белочкой «сердце изо льда / Будто растопила». Девочка думает, что это белка помогла ей преодолеть грусть «Серыми глазами, / Хвостиком пушистым / И дыханьем быстрым». А мы-то понимаем, что это душа девочки оказалась готовой увидеть тепло в живом существе…

 

Советы от Эдуарда Учарова:

 

Небольшое рассогласование: «...Семечку достала, / И она бегом-бегом / Ко мне и прискакала...» Кто прискакала: семечка или белка? Финал – очень проникновенный...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дьяченко Мария, 8 лет

 

В Студии занимается с декабря 2015 г. Страстная читательница. Чтение – семейное хобби.

 

Жёлтый фломастер

 

В одной стране, в одном городе, в одном магазине, в одной коробке… Ну, да и правда, долгое начало! Короче говоря, жил-был фломастер. Его звали Александр. Он был жёлтый-жёлтый, а когда сердился – становился оранжевым, почти красным. Это был стройный, храбрый, сильный фломастер. Писал он очень жирно, потому что был трудолюбив и хотел, чтобы все были в восторге от него. Но все относились к нему, как к простому фломастеру.

Чтобы всех удивить, привлечь внимание окружающих, он решил стать фокусником. Александр придумал фокус с исчезновением, но этот фокус у него не получался, и все карандаши и фломастеры, которые были рядом, начали смеяться и подшучивать над ним. И тогда жёлтый фломастер залез сам в пустую коробку и закрылся в ней. А когда через время коробку открыли, Александра там не было. Все долго открывали и закрывали коробку, но он не появлялся. Удивление и восторг охватили всех присутствующих. Они долго аплодировали жёлтому, но он так и не появился.

А в это время Александр попал на Альбомную планету и встретил там свою вторую половинку – голубую фломастерку. Они долго и счастливо жили на этой планете, путешествовали по ней и разукрашивали её своими яркими цветами.

 

Страшилка

 

Жил-был бельчонок. Его звали Саша. Однажды, когда мама ночью уснула раньше сына, бельчонок выскочил из дупла. Вот он скачет, бежит по лесу. Видит вокруг много чудищ, а одно из них – Груффало. Малыш испугался, закричал и быстро-быстро побежал обратно домой. Спрятался в дупло. Чуть позже, осмелившись, он выглянул из своего дупла. Оказалось, что это было только его воображение. Утром он признался маме, что ходил ночью в лес.

 

Комментарий от Галины Булатовой:

 

Читающего человека сразу видно! Очень порадовали Машины рассказы. Особенно про жёлтый фломастер. Фантазия в прекрасной литературной форме: «Он был жёлтый-жёлтый, а когда сердился – становился оранжевым, почти красным»; «…и хотел, чтобы все были в восторге от него. Но все относились к нему, как к простому фломастеру»; «…и встретил там свою вторую половинку – голубую фломастерку». Как близки нам эти вполне человеческие отношения среди фломастеров!

 

Советы от Эдуарда Учарова:

 

Замечательная фантазия и логично выстроенный сюжет.
Можно убрать излишнее уточнение: «Чтобы всех удивить» это и есть – привлечь внимание окружающих. Оставить либо первое, либо второе.
Во второй миниатюре: «Чуть позже, осмелившись, он выглянул из своего дупла» – правильно: осмелев...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кирьякова Ксения, 8 лет

 

Занимается с июня 2015 г. Любит хорошие детские книги, читает быстро. Когда родители заметили первые попытки рифмовать, сочинять, девочку привели в Студию творческого чтения.

 

Шумный попугай

 

Жил-был шумный попугайчик,

Но труслив он был, как зайчик.

Этот шумный попугай

Полетел и сел в трамвай!

 

Потом корова Мурка

Как рванёт из переулка!

– Что ты, шумный попугай,

Ну, зачем ты сел в трамвай?

 

Комментарий от Эдуарда Учарова:

 

Иногда как раз из трусости делаются очень смелые поступки. Покинуть отчую клетку и сесть в дребезжащий железный агрегат, неведомо куда едущий – дорогого стоит!..

Советы от Галины Булатовой:

 

Определение попугайчика – шумный – скорее вяжется со смелостью, нежели с трусливостью. Хотелось бы, чтоб автор был более внимателен к эпитетам. А вот с чувством ритма всё в порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ковтуненко Екатерина, 11 лет

 

Посещает Студию первый год. Любит её за возможность общения с друзьми-книгочеями.

 

Апрель 

 

Ах, этот малый – молодой апрель!

Играет он с инеем-малюткой.

Как модно и красиво он одет

В зелёные и модные листочки!

 

Комментарий от Галины Булатовой:

 

Катя увидела модника-апреля и с удовольствием делится своим восторгом с окружающими. Вот он какой! Не случайно стихи начинаются с восклицательного междометия. Но апрель не только модник, он прежде всего «молодой», любящий игры, как и сама девочка, оттого играет с инеем-малюткой. Возможно, как старший брат? Лаконичный автор сумел порадовать читателя всего четырьмя строчками – а это не так-то просто, друзья!

 

Советы от Эдуарда Учарова:

 

Можно попытаться избавиться от повторения местоимения «он» и слова «модный». Радует попытка олицетворения...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миков Иван, 11 лет

 

В Студии занимается с июня 2015 г. В семье большая библиотека. Обожает ходить в библиотеки и книжные магазины. Любимые детские писатели – Алексин А. и Крюкова Т. Читает много, увлечённо. Не менее увлечённо сочиняет.

 

В Ульяновск я еду

 

В Ульяновск я еду

Из Тольятти.

Тихонько в окно я гляжу.

Деревья красиво, как в платьях,

Стоят, поджидая весну.

Пурга за окном веселится

И кроет снежком все леса.

Я всё не могу наглядеться...

 

В Ульяновск приедем мы скоро!

 

***

 

Течёт речушка небольшая,

Лесок волшебный украшая.

В полях опята луговые

Стоят, как братья удалые.

 

Муся

 

Кошка Муся

Рано встала,

Прямо сразу заорала,

Пятки стала мне кусать.

Думаю я: «Заорать?»

Но потом решил:

«Напрасно.

Время только 5 утра,

А вставать мне надо рано.

Мусю мне прогнать пора!»

 

***

 

В сосновый бор

Поедем мы.

Увидим там

Дозор зимы.

И мы увидим

Бор сосновый

И, конечно же, еловый

И встретим зайца на пути.

 

Где-то в горах

 

Где-то в горах

Овцы пасутся.

Где-то в курятниках

Куры несутся.

Горные травы

Пахнут чудесно.

Ковры-муравы

Расстилаются вечно.

 

Приключения Оленя

 

Жил-был Олень. Он мечтал попасть в сказку. В ночь Олень пошёл подышать свежим воздухом. Идёт он по тропинке, а тропинка в лес ведёт. Олень идёт и идёт в лес. Только Олень зашёл в лес, а на тропинке – яма. И Олень упал в яму. Летит и летит и, наконец, приземлился. Олень оглянулся и видит: стоит терем-теремок, а в тереме муха-цокотуха, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, ёжик-ни-головы-ни-ножек. В другую сторону повернул голову, а там… кошкин дом горит. Олень как закричал: «Хватит с меня сказок!!!»

 

Не удалось!

 

На уроке физики была контрольная работа. Время было хорошее, весь класс, как никогда, был в сборе. Все парты были заняты. На первой парте сидела Вечанина, а за ней Сергеева. Вечанина могла учиться, когда хотела, на 5 и 4, а когда не хотела – на 3 и 2. Сергеева училась обычно на оценки 2, 3 и 4. Обе к контрольной были не готовы, весь вечер вчера вместе шпаргалки писали.

Вечанина была рыжая и конопатая, а Сергеева была обычным ребёнком. А всё-таки вернёмся к контрольной. Весь класс сидел тихо, Надежда Сергеевна проверяла тетради… И тут начинается самое интересное: Вечанина и Сергеева достают сделанные вчера шпаргалки. Сергеева нормально сидит и списывает всё на виду, а тем временем Вечанина начинает списывать и одновременно краснеть. Через 5 минут она была такой красной, как сваренный рак. Учительница, конечно, это замечает, подходит к девочкам и говорит строгим командирским голосом: «ВЕЧАНИНА – 2, СПИСЫВАТЬ НЕ УМЕЕШЬ!!! СЕРГЕЕВА ЗА НАГЛОСТЬ – 5!!!!!» И так кончилась контрольная, и все получили хорошие оценки, кроме Вечаниной! А Сергеева получила свою первую пятёрку по физике!

 

Комментарий от Эдуарда Учарова:

 

Наш волжский олень – не чета северному! Он амбициозен и настойчив: хочет в сказку, а не куда-нибудь. Главное в этом не переусердствовать, а иначе эпос происходящего глянет на тебя удалыми братьями опят...

 

Советы от Галины Булатовой:

 

Постараться избегать в стихах слов-заполнителей, слов-пустышек: «все» («И кроет снежком все леса»), «прямо» («Прямо сразу заорала»). Читателю не совсем ясны эти строки: «Время только 5 утра, / А вставать мне надо рано». Вероятно, автор имел в виду, что хочет ещё поспать, что кричать в 5 утра слишком рано? Впрочем, большинство Ваниных стихов и все рассказы очень понравились, уверена, Ваня ещё не раз приятно удивит своих читателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подгорнова Аня, 8 лет

 

Занимается в Студии с сентября 2012 г. Пишет стихи с 5 лет. В 2013 г. на областном Пушкинском фестивале, посвящённом 180-летию проезда Пушкина по Самарскому краю, награждена Дипломом Гран-при в номинации «Авторское творчество» за стихи. Члены жюри отметили у неё «Особый слух на рифму и ритм». В феврале 2014 г. Аня стала Лауреатом областных Пушкинских чтений (г. Самара) «Пушкин – это Россия, выраженная в слове» в номинации «Поэзия». В феврале 2016 г. на областных Пушкинских чтениях (г. Самара) юная поэтесса награждена Дипломом победителя за I место в номинации «Литературное творчество. Поэзия». Эти стихи перед вами.

 

Щеночек моя мечта

 

Мой щенок совсем не страшный,

Но задира он большой!

Вы не бойтесь, он домашний.

Очень, очень он смешной!

 

Во дворе гоняю мяч,

Он-то рядышком бежит,

Громко гавкает, рычит.

 

Вот замолк, помчался вскачь.

Хоп! Отобрал у меня мяч!

 

Коль уроки я учу, он-то не скучает:

Туфли мамины гоняет!

 

Гномик-лето

 

Наступило лето красное –

Зелёное, проказное!

 

Гном в зелёном кафтане вышел гулять.

Захотелось к нему навстречу бежать!

 

Кто же ты, гномик? – кричу я ему.

Ответил он мне: «Подожди, я бегу!»

 

Набегался гномик и крикнул в ответ:

«Дух я лесной, я лета привет!»

 

***

 

Утро светом залило опушку,

Лес расчесал зелёную макушку.

 

Зайчик по пеньку стучит,

Меж ёлок лиса семенит.

 

Шишки белки грызут,

Птицы песни поют!

 

Листья шуршат... Это ёж!

На клубок иголок похож!

 

В красивом платье мухомор,

Дятел стучит – наш лесной лор.

 

Из куста под старой сосной

Слышен волка грозного вой.

 

***

 

Октябрьское утро,

Слякоть на дворе.

Улетают птицы,

Спит лиса в норе.

 

Багрянец украшает

Рыжие леса,

Внизу ковёр из листьев.

Какая красота!

 

Дни уже коротки,

И мороз в пути.

Где же теперь счастье

До весны найти?

 

***

 

Где-то там, за городом, есть дремучий лес.

Там-то духи бродят, шебуршится бес.

 

Под ветром осенним дремлют осины,

Шепчут деревья: «Далеко до весны нам...

 

Грустно нам стало, счастья осенью мало».

 

Впечатление от прочтения стихотворения А.С. Пушкина «Телега жизни»

 

Утром были мы бодры

И не ждали той поры...

 

Ну а полдень наступает,

Утро птицей улетает!

 

Утро – свежая пора,

В полдень – только дел гора!

 

Тут и вечер прибегает.

Жизнь уже томит и мает.

 

Но и ночь не ждёт ни дня,

Унесла она меня.

 

***

 

Шёл мудрец, очки на носу.

Что ты ищешь в тёмном лесу?

Ищу я старый замок,

Там царевна тужит без нянек, без мамок.

Чаем её напою я вначале,

Потом отведу к подружке и маме.

А затем, под конец,

Отвезу во дворец!

 

Комментарий от Галины Булатовой:

 

По признанию мамы Ани, она начала читать дочке вслух с шести месяцев! Вот вам и результат – чуткость к слову. Кого только не встретишь в аниных стихах: тут и живность в виде щенков, зайцев, белок, дятлов, волков, ежей, лис, тут и фольклорные персонажи – лесные духи и бесы, тут разнокалиберные человеческие герои: девочка, мудрец, царевна с няньками, подружками и мамой. Сквозь детские строки нет-нет да и прорывается то, что мы называем поэтическим видением мира: «Лес расчесал зелёную макушку», «Где же теперь счастье / До весны найти?», «Жизнь уже томит и мает», «Грустно нам стало, счастья осенью мало»… Не всякий взрослый поэт напишет такие строчки!

 

 

Советы от Эдуарда Учарова:

 

Хорошая образность и лёгкость в изложении. В первом стихотворении хотелось бы поменьше местоимений «он». Сбой ритма в строке: «Хоп! Отобрал у меня мяч!». Желательно избегать вот таких инверсий: «В полдень – только дел гора!» и спорных сравнений: «Дятел стучит – наш лесной лор».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самошкина Виктория, 11 лет

 

В Студию пришла в июле 2015 г. Серьёзно занимается шахматами. Любимое чтение – фэнтези. Легко придумывает замысловатые сюжеты.

 

Сочинение

 

В третьем классе урок русского языка проходил очень весело. Сегодня дети читали свои сочинения.

– К доске пойдёт Петенька, – сказала Агата Митрофановна.

– Тема сочинения «Профессия моего папы», – гордо произнёс Петенька. – Мой папа – очень образованный человек. На работе он ловит пиратов и захватывает королевские суда. В молодости у него была очень опасная работа. Ему каждый день угрожали, а он в ответ стрелял суперручкой в своих обидчиков. Своё оружие он носил всегда у себя в кармане. Он был очень опасным человеком. Я хочу быть, как папа!

– Так кем




Для корректной работы сайта необходимо обновить браузер.
Обновить браузер можно по ссылке